vby

ЮК "Никитин и партнеры" Курск: тел. 746-806. Регионы 8800-201-1639

Незаконное производство аборта. Основные проблемы.

Консультация юриста по телефону 8-800-201-16-39

Особое место в структуре насильственной преступности занимает незаконное производство аборта, классифицируемое по ст. 123 Уголовного Кодекса РФ. На сегодняшний день правовое регулирование, такой сферы жизни женщины, как репродуктивная, является малоизученной. Актуальность незаконного производства аборта состоит в том, что несоблюдение правил, которые установлены органами здравоохранения чаще всего влечет за собой значимые последствия для женского здоровья. Учитывая демографический спад в нашем государстве, ст. 123 УК РФ стоит на страже защиты здоровья женщины, как отдельного индивидуума, так и как элемента всего здоровья нации.
Специфика данного преступления ведет на практике к высокой степени его латентности, а отсутствие конкретных рекомендаций по комплексному подходу выявления криминальных абортов - к большому количеству нераскрытых преступлений этой категории.
Печальная статистика незаконных абортов ставит данную проблему на одну ступень с глобальными проблемами государства. Ежегодно в России совершается более 3,5 млн. абортов, из них 12 % являются внебольничными. В течение года от абортов умирают свыше 260 женщин, а 500 тыс. приобретают осложнения, среди которых бесплодие стоит на первом месте. У 20 % женщин, ранее делавших аборт, рождаются дети с серьезными психическими и физическими отклонениями.
Действующий Уголовный кодекс 1996 года признал приоритетной охрану прав личности, о чем свидетельствует изменение местоположения раздела, регламентирующего уголовно-правовую охрану прав и интересов личности.
Демократическое общество дало женщинам возможность решать участвовать ли в репродуктивной жизнедеятельности страны или остаться в стороне, так же им дана законом возможность прервать нежелательную беременность.
В соответствии ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, женщина имеет право на искусственное прерывание беременности.
Женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Аборт должен проводиться исключительно в стационарных ЛПУ акушером-гинекологом при сроке не больше 12 недель и при отсутствии медицинских противопоказаний. Такими учреждениями являются родильные дома и больницы, имеющие в своем составе гинекологическое или общехирургическое отделения. В сельской местности искусственное прерывание беременности может производиться в районных центрах, районных или крупных участковых больницах, располагающих соответствующими условиями и специалистами, причем список таких больниц устанавливается решением областного отдела здравоохранения.
Применение законодательства об уголовной ответственности за незаконное производство аборта предполагает, прежде всего, определение самого понятия «незаконный аборт», которое находится в непосредственной зависимости от понятия «аборт».
Точное определение понятия «аборт» необходимо для решения вопроса о всей совокупности признаков незаконного аборта.
А.А. Пионтковский и Д.В. Меныпагин  писали, что под понятием аборта подойдут два различаемых медициной вида аборта: прерывание беременности в то время, когда плод еще нежизнеспособен (первые шесть месяцев), и прерывание беременности в последующий период, когда зародыш считается настолько уже развившимся, что он способен при надлежащих условиях к внеутробной жизни. 
Остается открытым вопрос о том, как квалифицировать прерывание беременности, которое привело к преждевременному рождению ребенка в результате противоправного вмешательства. В этой связи необходимо обратить внимание на юридическую оценку противоправного прерывания беременности, следствием которого явилось рождение нежизнеспособного плода.
В уголовно-правовой литературе и уголовном законодательстве по этому вопросу никаких указаний не имеется, и поэтому неясным остается вопрос о том, следует ли под криминальным абортом в смысле состава преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ, понимать умышленное искусственное прерывание беременности, при котором изгоняется плод сроком свыше 22 недель, т.е. такой плод, который может быть жизнеспособным? Не говоря уже об очевидном различии результативности криминального вмешательства в развитие беременности женщины, так как опасность такого вмешательства для ее здоровья не всегда одинакова. Врачебной и юридической практике известны случаи, когда в результате криминального вмешательства в организм беременной женщины плод рождался живым и при создании необходимых условий его жизнь могла быть сохранена.
По нашему мнению, незаконное производство преждевременных родов на позднем сроке беременности представляют собой большую общественную опасность, нежели незаконное производство аборта, так как производство аборта на ранних сроках беременности не влечет за собой рождения жизнеспособного плода, который в последствии, как правило, умерщвляется, что соответственно влечет за собой совершение нового преступления (либо квалифицирующегося по ст. 105 УК РФ, либо по ст. 106 УК РФ). Состав преступления - производство незаконного аборта (ст. 123 УК РФ) - не отражает в достаточной мере ни фактических обстоятельств незаконного производства преждевременных родов, ни характера и степени общественной опасности.
Незаконное производство аборта является «смежным» такому составу, как убийство матерью новорожденного ребенка. Поэтому очень важным является вопрос определения начального момента человеческой жизни, момента возникновения уголовно-правовой охраны жизни. Это определяет квалификацию преступления и разграничивает незаконное производство аборта и убийство матерью новорожденного ребенка. 
Объектом преступления, предусмотренного ст.106 УК является жизнь новорожденного ребенка. Хотя УК РФ не содержит определения новорожденности, и обращение к медицинским критериям не дает нам жестких границ, определяющих это состояние ребенка, судебная медицина, объясняя, что тяжелое состояние женщины, вызванное родовыми муками длится в течение суток, определяет новорожденность одними сутками от начала жизни ребенка - физиологических родов, с момента отделения из организма матери. Что значит начало жизни ребенка? «Начало жизни- момент рождения. Однако существует немало религиозных и философских воззрений, согласно которым жизнь человека начинается с момента появления зародыша, и искусственное прерывание беременности рассматривается как убийство.
Для правильной квалификации незаконного аборта первостепенное значение имеет отграничение его от детоубийства. Если следовать тексту ст.106 УК, то при детоубийстве речь идет о лишении жизни новорожденного. Однако важно не только это, но и другое указание - о том, что детоубийство может быть совершено как во время родов, так и после родов. В связи с этим возникает вопрос: можно ли отнести к детоубийству лишение жизни младенца до начала его дыхания или даже до появления на свет? На этот вопрос в нашем законодательстве ответа нет, а в литературе высказаны различные точки зрения. М.Д. Шаргородский начало жизни человека связывал с началом дыхания и с моментом отделения пуповины. В то же время он писал, что если умышленное лишение жизни ребенка произошло во время родов, иногда можно квалифицировать его как убийство, если часть ребенка уже вне утробы матери. Более определенную и аргументированную позицию занимали А.А. Жижиленко и А.А. Пионтковский. Первый полагал, что, пока не начались роды, будет налицо умерщвление плода, а не убийство, но как только роды начались, в особенности, если часть младенца появилась наружу, можно говорить о рождении человека, убийство которого должно быть наказуемо. А.А. Пионтковский считал, что «следует рассматривать как детоубийство не только убийство новорожденного после отделения плода от утробы матери и начала самостоятельной жизни ребенка, но и убийство, совершенное во время родов, когда рождающийся ребенок еще не начал самостоятельной внеутробной жизни (например, нанесение смертельной раны в голову рождающемуся ребенку до того момента, когда он начнет дышать)»
Искусственное прерывание беременности это умерщвление плода до наступления родов, а не умерщвление рождающегося или родившего, но не начавшего дышать ребенка. Умерщвление рождающегося или родившегося ребенка, безусловно, посягает на его жизнь. Поэтому, можно сделать вывод, что разница объектом убийства матерью новорожденного ребенка и объектом незаконного производства аборта существенная.
На основании вышеизложенного, хотелось бы отметить одну из важных проблем нашего государства-материнства и детства. Они оставлены без материальной и моральной поддержки государства.
Во всем мире проблема производства абортов, в том числе и незаконных, приобретает все большее значение, при этом уровень жизни населения и благосостояние государства, где на государственном уровне рассматриваются новые подходы к законодательному регулированию аборта, не имеет принципиального значения. Определяющим фактором при рассмотрении данного вопроса в первую очередь, как правило, являются политические цели, во вторую очередь экономические факторы и лишь в конце принимаются во внимание религиозные взгляды, мораль и нравственность населения.

ОТЗЫВЫ О НАС:



Мы в СМИ