vby

ЮК "Никитин и партнеры" Курск: тел. 746-806. Регионы 8800-201-1639

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КУРСК»

Консультация юриста по телефону 8-800-201-16-39

В 1 главе Конституции Российская Федерация провозглашается федеративным государством.  Это означает, что ее части, то есть субъекты обладают юридически определённой политической самостоятельностью. Исходя из данного положения, можно сказать, что наряду с высшими органами государственной власти, субъекты имеют право на свое законодательство, судебную систему, органы управления. Так, представительные органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время, нельзя забывать о том, что все субъекты являются равноправными.  Свои полномочия реализуют через органы местного самоуправления. Согласно статье 132 Основного закона, они могут формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, независимо от федеральных органов власти. 
На примере города Курска рассмотрим организационно-правовое обеспечение бюджетного процесса, а также проанализируем доходные и расходные части казны муниципального образования.
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные и исполнительные органы. Для реализации функций, возложенных на них, наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами, которые дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.
В целях определения правовых основ, содержания и механизма осуществления бюджетного процесса в городе Курске, установления основ формирования доходов, выполнения расходов бюджета города Курска, муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом Курское городское Собрание решило утвердить Положение о бюджетном процессе в городе Курске. 
Законодательную базу бюджетного процесса в городе Курске составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс России, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые документы Курской области, Устав муниципального образования «Город Курск», муниципальные правовые акты города Курска, регулирующие бюджетные правоотношения.
Из Бюджетного кодекса следует, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.  Поэтому на территории города Курска формируется и исполняется единый бюджет городского округа.
Бюджет муниципального образования разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Курского городского Собрания - решения. Бюджет города Курска составляется на очередной финансовый год и плановый период. Проектом решения об утверждении бюджета города Курска на очередной финансовый год и плановый период уточняются параметры планового периода утвержденного бюджета и добавляются к ним параметры второго года планового периода проекта бюджета города Курска. Решение об утверждении бюджета города Курска подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. Порядок и сроки составления проекта бюджета города Курска на очередной финансовый год и плановый период устанавливаются нормативным правовым актом Администрации города Курска (далее - Администрация), исходя из необходимости представления проекта решения Курского городского Собрания о бюджете города Курска на очередной финансовый год и плановый период в Курское городское Собрания не позднее 15 ноября текущего года.
Составление проекта бюджета города Курска - исключительная прерогатива Администрации (включая ее отраслевые и территориальные органы). Непосредственная разработка проекта бюджета города Курска осуществляется комитетом финансов города. Администрация не позднее 15 ноября текущего года вносит в Курское городское Собрания проект решения о бюджете города Курска на очередной финансовый год и плановый период. Постоянные комитеты Курского городского Собрания рассматривают проект решения о бюджете города Курска на очередной финансовый год и плановый период с учетом поступивших замечаний и предложений по данному проекту, в том числе на публичных слушаниях. Бюджет города Курска утверждается Курским городским Собранием до 31 декабря текущего года и вступает в силу с 1 января очередного финансового года.
Исполнение бюджета города Курска обеспечивается Администрацией в соответствии с принятым решением Курского городского Собрания о бюджете города Курска на очередной финансовый год и плановый период. Организация исполнения бюджета города Курска возлагается на комитет финансов города Курска.
Как видим, процесс формирования, утверждения и исполнения местного бюджета проходит строгую процедуру, требующую внимательного контроля.
Перейдем к анализу расходных и доходных частей бюджета города Курска на 2012 и 2013годы.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Например, собственные доходы местных бюджетов вбирают в себя местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
Рассмотрев анализ доходной части проекта решения Курского городского Собрания «О бюджете города Курска на 2012 год» можно сделать вывод, что проектом решения планировалось уменьшение доходной части бюджета города Курска на 2012 г. на сумму 1378,0 тыс. руб., в том числе за счет увеличения неналоговых доходов на 4000,0 тыс. руб. и уменьшения безвозмездных поступлений на 5378,0 тыс. руб. В общей сумме доходов, предусмотренных решением Курского городского Собрания о бюджете города Курска на 2012 г., налоговые доходы составляют 2745324,0 тыс. руб.й или 46,3%, в проекте налоговые доходы остаются неизменными. 
Предусмотренные решением Курского городского Собрания о бюджете города Курска на 2012 г. неналоговые доходы составляют 765314,8 тыс. руб. или 12,9%, в проекте решения - 769314,8 тыс. руб. или 13,0%.
Увеличение неналоговых доходов состоялось за счет увеличения доходов от продажи материальных и нематериальных активов, в частности от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу на 4000,0 тыс. руб.
Безвозмездные поступления в утвержденном бюджете составляют 2423033,3 тыс. руб. или 40,8%, в проекте - 2417655,3 тыс. руб. или 40,8%.
Уменьшение суммы безвозмездных поступлений произошло за счет уменьшения субсидии на 5508,0 тыс. руб. и увеличения иных межбюджетных трансфертов на 130,0 тыс. руб. Всего доходная часть бюджета города Курска равна 5932294,1 тыс. руб. или на 0,02% меньше суммы доходов, утвержденной решением Курского городского Собрания от 29.11.2011 г. № 218-4-РС (в ред. от 09.04.2012 г. № 235-4-РС) - 5933672,1 тыс. руб.
Бюджет Курска на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. депутаты приняли на заседании городского собрания 12 октября 2012 г. Рассмотрев решение, видно, что общий объем доходов бюджета на 2013 год составляет почти 6 млрд. 43 млн. руб. (около 2 млрд. 189 млн. из них - финансовая помощь областного бюджета).
В сумме 6 млрд. руб. запланирован общий объем доходов бюджета 2014 г. (свыше 2 млрд. 356 млн. руб. из этой суммы - размер финансовой помощи муниципальному бюджету), объем расходов составит примерно 5,5 млрд. руб.
Объем финансовой помощи бюджету Курска 2015 г. пока не определен, собственные доходы города в этом году прогнозируются в сумме порядка 3 млрд. 723 млн. руб., а расходы - 3 млрд. 271 млн. руб.
Структурообразующими доходами бюджета города Курска по-прежнему будут являться: налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Их доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета составит: в 2013 г. - 82,1%, в 2014 г. - 92,9%, в 2015 г. - 93,2%. По оценкам специалистов, уровень собственных доходов города ежегодно будет увеличиваться примерно на 200 млн. рублей.
Что касается расходной части бюджета, то, с увеличением числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов территориальных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.
Проектом решения на 2012 год предусматривалось увеличение расходов бюджета города Курска на 3485,4 тыс. руб., в том числе за счет увеличения расходов на национальную экономику на 2700,0 тыс. руб., культуру и кинематографию на 1745,4 тыс. руб., социальную политику на 4518,2 тыс. руб. и уменьшения расходов общегосударственные вопросы на 853,0 тыс. руб., жилищно-коммунальное хозяйство на 250,0 тыс. руб., образование на 4116,6 тыс. руб., физическую культуру и спорт на 258,7 тыс. руб. Согласно пояснительной записке комитета финансов города Курска, средства были перераспределены и направлены на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи города Курска на 2010-2012 годы», на софинансирование расходов по возмещению затрат на содержание и техническое обслуживание стационарной системы фотофиксации нарушения скоростного режима транспортных средств, на приобретения жилья молодым семьям, другие значимые расходы. Всего расходная часть бюджета города Курска составила 6160748,0 тыс. руб. или на 0,06% больше суммы расходов, утвержденной решением Курского городского Собрания от 29.11.2011 г. № 218-4-РС (в ред. от 09.04.2012 г. № 235-4-РС) – 6157262,68 тыс. руб.
Расходы на реализацию целевых программ увеличились на 2897,7 тыс. руб., в том числе за счет увеличения расходов на долгосрочные целевые программы на 3734,7 тыс. руб. и уменьшения расходов на ведомственные целевые программы на 837,0 тыс. руб. Расходы на реализацию программ составили 717787,8 тыс. руб. или на 0,4% больше суммы расходов, утвержденной решением Курского городского Собрания от 29.11.2011 г. № 218-4-РС (в ред. от 09.04.2012 г. № 235-4-РС) - 714890,1 тыс. руб.
На 2013 г. объем расходов составит примерно 5,5 млрд. руб. Расходная часть бюджета города, как и в предыдущие годы, сохранит социальную направленность. Так, в бюджете 2013 г. на финансирование социальной сферы будет направлено 71,6% (с учетом средств финансовой помощи), в 2014 г. - 78,1%, в 2015 г. - 59,7% (без объемов финансовой помощи, которые в настоящее время городу не доведены). Нельзя не сказать о том, что лидируют расходы на оплату труда бюджетникам. В 2013 г. по информации городского комитета финансов, на эти цели потратят 42,5% расходной части бюджета, в 2014 г. - 51,1%.
На основании вышеизложенного можно отметить, что бюджетный процесс в городе Курске выстроен в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровней. Они позволяют проследить за его созданием, функционированием и конечным результатом.
Положительную динамику бюджетного процесса, можно наблюдать в росте собственных доходов, достигнутых от плодотворного взаимодействия администрации города Курска со всеми заинтересованными субъектами (налоговая инспекция, комитет по управлению имуществом, земельный комитет и другими), а также работы по взысканию задолженности по налоговым и неналоговым платежам.
По структуре расходов бюджет города Курска характеризуется как социально направленный. Одним из основных итогов работы Администрации в области бюджетной политики в последние годы является внедрение программно-целевого финансирования расходов бюджета, когда средства не только используются по прямому назначению, но и дается оценка эффективности и результативности их применения. Но подобные отзывы должны давать не только специалисты, ответственные и контролирующие эти расходы, но и жители города Курска, непосредственно на себе ощущающие улучшение их материального благосостояния.

ОТЗЫВЫ О НАС:



Мы в СМИ