Юридическая компания "Никитин и партнеры" Тел. 746-806

ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Консультация юриста в Курске 8(4712)746-806
Консультация юриста по телефону 8-800-201-16-39

Зачатки нынешнего федерализма в России появились в качестве реакции центральной власти, сформированной после октябрьской революции 1917 года, на национальные движения, возникшие в годы революционных потрясений. Чтобы привлечь эти движения на свою сторону в разгоревшейся гражданской войне, был взят на вооружение принцип автономизации, в соответствии с каждой компактно проживающей этнической группе, вне зависимости от ее численности, было обещано создание самостоятельного территориального образования, обладающего признаками и полномочиями квазигосударства.
Федерализм в России развивался по схемам большевизма. Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском Съезде Советов в 1918 году. Этим устанавливалось новое государственное устройство. После принятия Конституции РСФСР 1918 года, были созданы Башкирская, татарская, Дагестанская, и другие АССР, а также ряд автономных областей. Всего в 1923 году в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.
В 1922 году различные внешние и внутренние условия заставили республики создать комиссию для разработки новой Федерации. Комиссия разработала первый проект объединения республик - автономизации. Предполагалось, что республики войдут в состав РСФСР на правах автономий, но разосланный в республики проект союзного государства не восхищал руководящих республиканских элит. В связи с этим В.И. Ленин предложил другой вариант- федеративный принцип устройства государства, где в Федерацию объединились бы равноправные, а не подчиненные РСФСР республики.
В декабре 1922 года I Съезд Советов утвердил декларацию и Договор об образовании СССР. Его подписали 4 республики – РСФСР, Украина, Белоруссия, ЗСФСР. ССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение (конфедерация) .Государство, как федеративное являлось союзом равноправных республик.( В дальнейшем СССР пополнялся новыми союзными республиками). На этом же съезде было принято решение о разработке новой Конституции Союзного государства, которая была принята в январе 1924 года.
Конституция определяла полномочия верховных органов власти. Определяла и то, что вне союзных пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия.
Ко времени принятия Конституции РСФСР 1937 года, государство стало уже по существу унитарным. В Конституции были перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей ( 10 имевшихся национальных округов не были названы). Края и области по-прежнему не признавались субъектами Федерации.
Можно сказать, что в начале XX века Россия переживала переходный период в своей истории. Ранее Россия носила черты империи и федерализм был несовместим с существующим политическим режимом, а здесь уже заметно появляются черты самого федерализма.
Конституция 1978 года формально называла Россию федеративным государством, так как национальные- автономные формирования занимали лишь небольшую часть территории России, а края и области (так же как и в предыдущей Конституции), не обладали признаками субъекта Федерации.
После падения СССР началась новая история России. 25 декабря 1991 года изменилось название страны: РСФСР переименовано в Российскую Федерацию. С 90х годов в стране заметно ощущается и прогрессирует слабость центральной власти. В 1992 году происходит переименование многих регионов, а также обновление самой федеральной структуры России. 31 марта этого же года республики Российской Федерации (кроме Татарстана и Чечни), а также Ингушетия, руководствуясь, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР подписали: «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». В этот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»
В совокупности все эти три подписанных договора стали именоваться как «федеративный договор» , который в свою очередь был утвержден Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 10  апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Положения, которого были отражены в данном документе, ввели основные принципы федерализма в России.
Чечня объявляла себя независимым государством, хотя разделения бывшей Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.
Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного договора и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в феврале 1994 года. При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается лишь сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов .
Федеративный договор не носил учредительного характера он завершил процесс перехода России от государства с национально- территориальной автономией к федеративному государству и дополнил национально- территориальный принцип построения Российской Федерации территориальным.  В итоге Россия стала самой большой по числу субъектов Федерацией в мире.
Начинает формироваться Федерализм. В 1993 году принимается новая Конституция Российской Федерации где находит свое отражение Федеративный договор.
Для того чтобы не допустить какого-либо нарушения законных прав и интересов Российской Федерации и ее многонационального народа, Конституция закрепила принцип, согласно которому законы и иные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Федерации.
Статья 1 Конституции признает Россию федерацией, статья 5 определяет основы федеративного устройства:
-государственная целостность
-единство системы государственной власти
-разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
-равноправие и самоопределение народов в РФ.
Конституцией установлен приоритет норм Конституции России над положениями Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
В Российской Федерации сложная федеративная система, которая объясняется особенностями исторического пути формирования Российского государства.
Особенность Российской Федерации- сочетание трех видов автономий: территориальной (край, область, города федерального значения), национально-территориальной (республика, автономия, евроазиатская область, автономный край); культурно-национальной- народа не имеющего национально-территориальных автономий, но имеющие права на национальную культуру.
На мой взгляд закрепленный в Конституции 1993 года принцип Федерализма наиболее приемлем для национально-территориального устройства РФ, так как территория Российской Федерации огромна, управлять из центра очень тяжело, на территории РФ проживает более 140 народов, исторически объединявшихся на Российской земле, находятся тысячи городов и несколько тысяч поселков. Принципы федерализма позволяют осуществлять защиту интересов как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляет значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и социальной сфере, т.е у каждого субъекта есть свои полномочия которые они могут реализовать. Принцип равенства и самоопределения народа не предполагают нарушения территориальной целостности Российского государства, что не мало важно т.к сохраняется единое государство и пресекается сепаратизм.

ОТЗЫВЫ О НАС:



Мы в СМИ