vby

ЮК "Никитин и партнеры" Курск: тел. 746-806. Регионы 8800-201-1639

Сущность уголовного преследования и обвинения.

Консультация юриста по телефону 8-800-201-16-39

Движение уголовного дела, развитие уголовного процесса обусловлены осуществлением уголовного преследования и защиты – двух диалектических противоположных по своей направленности видов уголовно-процессуальной деятельности. Для подведения итогов их спора (состязания) необходим третий вид уголовно-процессуальной деятельности – разрешение дела (осуществление правосудия). Таким образом, в результате осуществления уголовно-процессуальной деятельности учитывается действие всеобщих законов диалектики (о противоречиях как источнике развития и отрицании как способе преодоления противоречий). В уголовном процессе эти три функции взаимосвязаны, но обладают относительной самостоятельностью[1]. Так как борьба с преступностью сама по себе остается важнейшим элементом защиты прав личности в государстве, то именно государство играет активнейшую роль как в предупреждении правонарушения, так и в деятельности, направленной на установление лица, совершившего противоправное деяние, привлечение его к ответственности и обеспечение исполнения определенного судом наказания.
Осуществляя преследование лица, посягнувшего на охраняемые законом права индивида, государство выполняет, по сути, двойную задачу. С одной стороны, лицо, претерпевшее от нарушения прав, восстанавливает в первоначальное состояние свое нормальное право существования и (или) получает компенсацию за причиненные ему страдания. С другой стороны, государство от имени общества наказывает лицо, совершившее данное противоправное деяние, ограждая остальных граждан от подобных действий в будущем[2].
Систематические составляющие словосочетания «уголовное преследование» в русском языке определяют, например, следующим образом: «уголовный» – как относящийся к преступлениям; «преследование» – следовать, гнаться за кем-нибудь. Тогда как «обвинение» – упрек, укоры, признание виновным в чем-нибудь, приписывание кому-нибудь какой-нибудь вины, осуждение в чем-нибудь; обвинительный приговор; обвиняющая в судебном процессе.
Появление термина «уголовное преследование» («судебное преследование») стало возможным в связи с принятием Устава уголовного судопроизводства России в 1864 г., в ст. ст. 1, 2, 17, 18 которого оно было закреплено.
Сохраняя преемственность, советский законодатель не отказался от термина «уголовное преследование», указав его в УПК РСФСР 1923 г., в ст. 4 которого определялись случаи, когда уголовное преследование не подлежало возбуждению или его надлежало прекратить, а ст. 9 определяла обязанность прокурора по возбуждению уголовного преследования перед судами и следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению.
Итак, термин «уголовное преследование» еще до революции употреблялся в процессуальной литературе, хотя исследователи указанного вопроса неоднократно определяют содержание уголовного преследования и по-разному соотносят его с понятием обвинения.
Одним из распространенных взглядов на проблему, высказанных еще И.Я. Фойницким, а затем – М.С. Строговичем, является отождествление понятий «уголовное преследование» и «обвинение»[3]. Закон, к сожалению, однозначно не определяет, следует ли отождествлять функции «уголовного преследования» и «обвинения». Так, законодатель, исходя из смысла п. 45 ст. 5 УПК РФ, обвинение и уголовное преследование отожествляет. Однако ч. 1 ст. 20 УПК РФ упоминает об осуществлении «...уголовного преследования, включая обвинение в суде»[4].
В связи с этим представляется обоснованной точка зрения, поддержанная многими процессуалистами, о том, что «уголовное преследование» и «обвинение» соотносятся, как целое и частное.
Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 6 УПК РФ уголовное преследование в числе прочих видов деятельности обозначено как отвечающее назначению уголовного судопроизводства. Вопросы, посвященные уголовному преследованию, наиболее полно отражены гл. 3 УПК РФ. Различные аспекты данной деятельности регламентированы иными статьями УПК РФ, что позволяет говорить о наличии системы норм, объединенных в институт уголовного преследования.
Таким образом, уголовное преследование представляет собой неоднородное правовое явление, а деятельность, которой присущи определенные правонарушения, возникающие и видоизменяющиеся вместе с изменением уголовного судопроизводства, осуществляемые посредством, предусмотренным определенным законом.
Уголовное преследование нами понимается как правовой институт по осуществлению процессуальной деятельности стороной обвинения по реализации назначения уголовного судопроизводства с целью установки события преступления и изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Читайте также:

Таможенные союзы развивающихся стран мира
Процессуальные проблемы реализации полномочий следователя по уголовным делам
Судебная защита прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве РФ
Сущность уголовного преследования и обвинения
Эволюция отечественного федерализма
Гражданские процессуальные отношения
Условно – досрочное освобождение: «болевые точки» и способы их «лечения»
Органы местного самоуправления во Франции и Великобритании
Добросовестный приобретатель
ПРАВО КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЕ ЗВЕНО НАРОДА И НАЦИИ

ОТЗЫВЫ О НАС:



Мы в СМИ